История пиротехники в России

Печать

История пиротехники в России

Несомненно, искусство потешного, волшебного огня развивалось и набирало обороты в эпоху Петра I – Петра Великого.

Петербург хорошел день ото дня, на набережных Невы строили роскошные дворцы, красивые соборы – молодая столица преображалась. В городе менялась жизнь горожан, и уходила от обычных старых укладов земли русской. Красочные праздники, гулянья, которые устраивали для царского двора, бояр и дворян всегда сопровождались шумными пушечными залпами. В каждый праздник применяли разнообразные красочные фейерверки. Эти залпы салютов сопровождались массивными декорациями, костю мированными актерами, постановками спектаклей, хлопками и раскатами хлопушек, трещоток и конечно же,  событиями – постановками, которые меняются по мгновению, перенося всех окружающих в другой мир, погружая их, каждый раз все в новое и новое событие, поражающие своим масштабов. Пропаганда идей Петра I в народ, заливка всех его придумок в массы, укрепляло надежду и веру русского народа в незабываемые победы в войнах, тем самым подымая любовь народа к Отечеству и восславляя подвиг русского солдата, укрепляя дух народа России. Все эти действия царь подтверждал военными парадами, события с массовым скоплением людей, гулянья народа, которые устраивали на государственные праздники и конечно же все данные мероприятия и события подкреплялись залпами пушек, выстрелами салютов и красочными фейерверками – пиротехническими шоу. Во всех мероприятиях принимал участие и молодой флот России, задел которому положил Петр Великий. Петр I прославлял русскую армию, русский флот, прославлял русского солдата – чтил победы Отечества, освобождение исконно русских территорий. В то время красочные фейерверки длились часами – всем в Европе показывали роскошь и величие Петровского царствования. Всем демонстрировалось могущество Отечества, богатства Отечества, сила Отечества. Многие послы других стран были в шоке от увиденного. Денег на эти забавы Петр Великий не жалел, как и пороха!

В XVIII  веке специально был построен театр для пиротехнических зрелищ, в его строительстве было применено более 1200 свай, обслуживало данный театр фейерверков более 500 мастеров пиротехники, приготовлявших для представлений более 30 000 залповых установок. Главное здание пиротехники назвали «театрум», который в свою очередь гармонично вошел в окружающие черты городской инфраструктуры того, еще старого, царского Петербурга, напротив царского дворца – на площади и разворачивались все пиротехнические события, по тем временам шедевральные и невиданные «труды огня», «потешный огонь».