История фейерверков в России
История создания огня, управление им, то есть появление салютов и становления их, как искусства в России исходит из глубокой древности, еще с XIV века н.э. – впервые на бумагу внесли запись о «потешных огнях» во времена правления Дмитрия Донского.
До появления салютов, фейерверков и ракет в России – их значимость в красоте ощутили европейские страны. В период правления, с 1350 г. по 1389 г., Великим князем Московским и Владимирским, были завезены с Германии первые «потешные огни» и он вошел в историю Руси как правитель, предпринявший шаги по объединению русских земель в единое целое Государство и первый использовавший «потешные огни».
Даже во времена первой смуты пиротехнические изделия оставались несомненным праздничным развлечением знати. Европейское развлечение начало немного приживаться на Руси, чему способствовали поляки, так называемые «польские оккупанты» На свадебном торжестве Лжедмитрия и Марины Мнишек устроили потрясающие пиротехническое шоу, в раскатах горения факелов и фонтанов огнями, в то время использовали только их, появился трехглавый дракон, дышащий огненными всплесками в небосвод. было устроено настоящее представление, главным персонажем которого стал трехглавый огнедышащий дракон.
Пиротехнические шоу – салюты и фейерверки перевели в категорию постоянных популярных развлечений во времена династии Романовых. Царь – Романов Михаил Федорович, правивший с 1596 г. по 1645 г., распорядился провести «потешную палату» для развлечения царского двора фейерверковыми представлениями. Изначально организовывали все пиротехнические представления «огненные потехи» на русских праздниках специалисты немцы. Вскоре в XVI веке русские мастера превзошли их и заняли нишу немецких специалистов.
Долгое время в России фейерверки были только наземными. Потешные огни впервые сделали небесным шоу в XVII веке офицеры-артиллеристы по распоряжению Петра I. Молодой царь, приверженец всего европейского, сам собственноручно принимал участие в организации, изготовление и проведении «потешных огней», состоящих в то время из черного пороха, угля и крошки метала, ктороые создовали яркие разноцветные эффекты и искры.
Петр Великий сделал фейерверки неотъемлемым атрибутом всех значимых событий и мероприятий в России своей эпохи. В 1690 году в день рождение царя устроили грандиознейший и срехкрасочный салют из 150 ракет выпущенных в небосвод. Потеху на площади для народа обеспечили искрящие фонтаны. Все это «огненное шоу» по тем временам потянуло на 10 000 рублей, просто баснословные деньги. Не менее изящные салюты и пиротехнические представления были организованы в честь взятия Азова, при победе над Шведами и взятия Шлиссельбурга.
В дальнейшем наши русские мастера пиротехники переплюнули в изобретательности всех западных специалистов из Америки, Великобритании, Германии и других европейских стран. Им было подвластно изображать на небе герб государства российского, пирамиды разных цветов, великолепную триумфальную арку, мифических героев – поражающих своими размерами и красками цвета, корабли российского флота покоряющие просторы морей и бьющихся о их борта волн, солдат противника, убегающих с поля боя.
Петр Великий не жалел внушительное количество пороха и средств на все эти эффектные представления. Он давал свое царское покровительство гениальным мастерам и изобретателям. В нашем государстве пиротехнические шоу занимали все высоты неба. Фейерверки были как верховые, верхний ярус – «шутихи», отображали на небосводе зигзагообразные следы, а так же пускаемые вверх ракеты, так среднего полета – «бураки» фестивальные шары и римские свечи, нынешнего времени, так и нижний – наземные фонтаны. Фейерверки запускали и на воде – дукеры – это плавающий фонтан на плату, квакари – крутились вокруг центра конструкции и конечно «лягушки» прыгающие по глади воды.
По окончанию эпохи Петра Великого праздничные мероприятия с использованием фейерверков организовывали и другие цари и императрицы России, придерживались традиций Петровской эпохи. При Екатерине Великой пиротехнические шоу поднялись на уровень максимального развития, ей нравился западный манер празднования и уклад жизни, так же, как и Петру I. В Петербург на шоу фейерверков, устраиваемые Екатериной Великой, стремились попасть даже иностранцы, которые много чего повидали на родине. Они в свою очередь рассказывали о тех эффектах огненных зрелищ, которые устраивали русские мастера. В момент коронации, в1762 г., зрелищность и красота фейерверков, салютов и шоу пиротехники не знала границ. Реки огня на небе, словно перышко поднималось все выше и выше, гонимое легким ветерком. Колеса огня, поражали всех своим великолепием. Годом позже, все действие воплотили на Неве.
Знать, увидав интерес императрицы к «потешному огню», устраивала фейерверки помимо Петербурга, так же в Казани, Москве и других городах России. Тем самым царский двор перенял и полюбил фейерверки. Все эти пиротехнические шоу были не дешевыми, поэтому позволить себе их могли только состоятельные жители России.
Искусство пиротехнических представлений – опасное занятие, за частую, не обходилось без жертв и несчастных случаев. В XIX веке генерал Аракчеев создал «Положение о фейерверках», в целях повышения безопасности создания и эксплуатации пиротехнических изделий.
В честь взятия Перемышля был изготовлен и осуществлен масштабный салют в августе 1915 года. Этим красивым полномасштабным действием и завершилась эпоха пиротехники в дореволюционной России. Возродил традицию салютирования в воздух уже Сталин, с целью поддержания мужества и стойкости народа во время фашистского гнета во время Великой Отечественной войны. 5 августа 1943 года из 124 орудий было произведено 12 залпов с интервалов 30 секунд, так отметили освобождение Белгорода и Орла. Более 300 артиллерийских фейерверков произвели за период ВОВ. Самый масштабный состоялся, конечно же, 9 мая 1945 года в честь победы над фашистской Германией.
Со временем фейерверки, салюты и ракеты отошли от официальных событий и стали атрибутом для каждого желающего организовать праздничное торжество.